Рекомендованная тематика классных часов по противодействию терроризму и экстремизму
Вся работа педагогов должна быть построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении детей и подростков. Необходимо формировать у ребёнка на всех этапах его развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях.
Информация для детей и учащейся молодёжи должна быть представлена широко и разнообразно, с использованием средств массовой информации, технических средств обучения. Всё это позволяет детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных явлениях, способствует формированию адекватного поведения.
Начальная школа
В начальной школе термин «экстремизм» не применяется. Основная задача педагогов – познакомить обучающихся с нравственными ценностями своего народа, способствовать формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим образцам, дать чёткие представления о добре и зле, чести и совести, справедливости и несправедливости. Тем самым в сознание обучающихся начальной школы закладываются компоненты антиэкстремистского сознания, которые впоследствии станут базой для рассмотрения сущности экстремизма и юридических аспектов её проявления в основной школе.
Примерная тематика
- «Я и другой»;
- «Всегда ли я хороший»;
- «Единство разных»;
- «Легко ли быть особенным»;
- «Умей дружить»;
- «Волшебная страна Дружба»;
- «Мир дому твоему»;
- «Небо общее для всех»;
- «Пусть дети земли не знают войны»;
- «Свеча памяти» (урок памяти, посвящённый бесланской трагедии);
- «Правила безопасности».
Средняя школа
В среднем звене воспитательная работа с обучающимися направлена на формирование культуры взаимодействия, непримиримости к нарушителям закона, общественной морали и ответственности, совместное создание и сохранение правил. Наиболее продуктивными в этом возрасте являются различные формы совместной работы и коллективной творческой деятельности. Формирование способности уважения друг к другу, культуры взаимопонимания послужит основой для профилактики экстремистских действий. На данном этапе решается одна из основных задач образовательной системы – воспитание подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях, опирающихся на национальное самосознание и мировую культуру. В данный период формируется толерантное мировоззрение, веротерпимость и межнациональное согласие.
Примерная тематика
- «Быть принятым другими не значит быть как все»;
- «Что такое экстремизм?»;
- «Мы разные, но мы вместе!»;
- «В единстве наша сила»;
- «Мир без конфронтаций. Учимся решать конфликты»;
- «Скажем «НЕТ!» национализму»;
- «Терроризм: истоки и последствия»;
- «Мир без насилия»;
- «Нам нужен мир»;
- «Объединимся вместе против террора»;
- «Сто народов – одна семья»;
- «Толерантность – дорога к миру».
Старшая школа
Для обучающихся 10-11 классов предлагаются формы работы, которые позволяют проанализировать типичные социальные ситуации экстремистского и террористического поведения. Основной формой работы может стать социальный практикум, который позволит каждому участнику высказать своё мнение и представить способ решения ситуации. Самоопределение обучающихся во время проведения таких занятий позволит зафиксировать степень их готовности к отказу от экстремистских действий.
Примерная тематика
- «Вандализм: причины и последствия»;
- «Провокационная деятельность террористических и экстремистских группировок»;
- «Основы конституционного права Донецкой Народной Республики в области межэтнических и межконфессиональных отношений»;
- «Экстремизм и терроризм. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма»;
- «Молодёжь против экстремизма»;
- «Культурный мир Донецкой Народной Республики»;
- «Толерантная и интолерантная личность»;
- «Учимся жить в многоликом мире»;
- «Международный терроризм»;
- «Основы методики расследования терроризма»;
- «Терроризм – угроза, которая касается каждого»;
- «Свобода быть равными»
Рекомендованная тематика родительских собраний по противодействию терроризму и экстремизму
Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков, ведь передача опыта уважительного отношения к другим людям происходит именно в процессе межпоколенного общения.
Формами такой информационно-просветительской работы являются лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (медиков, психологов, юристов и т. д.).
Начальная школа
- «Мама, папа, я – дружная семья»;
- «Толерантность в семье»;
- «Воспитание гуманизма у ребёнка»
Средняя школа
- «Психолого-педагогические основы проявления агрессии у детей и профилактика экстремизма в подростковой среде»;
- «Воспитание гражданского долга у подростка»;
- «Проблемы нетерпимости и экстремизма в подростковой среде»;
- «Преступления и наказания»;
- «Учимся быть терпимыми»;
- «Толерантность: терпение и самоуважение»;
- «Толерантность – возможность диалога»
Старшая школа
- «Давайте познакомимся: современные молодёжные движения»;
- «Преступление и подросток»;
- «А ваш ребёнок вечером дома?»;
- «Профилактика социальной агрессии, вандализма в детско-подростковой и молодёжной среде».
Комплексный плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, утвержденный Приказом Президента Российской Федерации от 28.12.2018 № 2665, и согласно Плану мероприятий по профилактике и борьбе с проявлениями экстремизма и терроризма в образовательных организациях Донецкой Народной Республики на 2023-2024 учебный год, утвержденному Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 08.08.2023 № 393 (приказ управления образования № 238 от 25.08.2023) в МБОУ СШ № 50 составлен план мероприятий по противодействию терроризма и экстремизма на 2023-2024 годы.